Макро: от большого к малому
Данный пост — попытка систематизировать набиваемые мной шишки на поприще макрофотографии. Для этого собрал свои разрозненные наброски в один конспект. Возможно, информация окажется кому-нибудь полезной.
Часть 1. Теория
- Что такое макрофотография
- Чем фотографировать
- Стекинг
- Освещение
Часть 2. Практика
- Мое «шишконабивание»
- Примеры фотографий
1. Немного теории
Макрофотография – получение крупноплановых изображений малых объектов. Основным критерием принято считать масштаб съемки. Он вычисляется как отношение размера объекта на матрице или пленке к истинному физическому размеру. Если размер изображения превышает оригинал в 2 раза, имеем масштаб 2:1. Если же меньше в 2 раза – масштаб 1:2. А при равенстве – 1:1. Основное деление по масштабу:
макрофотография – от 1:5 до 5:1;
микрофотография – от 12:1 и крупнее.
2. Чем фотографировать макро?
Начну перечисление способов с простейших и бюджетных. Рекомендация по выбору тушки фотокамеры: предпочтительно с матрицей кроп-формата (т.к., ГРИП и размер изображения при прочих равных будет больше по сравнению с полным кадром), возможностью дистанционного управления по кабелю и функцией предподъема зеркала (если выбирать из зеркалок).
2.1. Способ наибюджетный. Нужно взять объектив и просто его развернуть. Для получения наибольшего масштаба можно использовать стандартный китовый объектив (например, 18-55мм). Для этого понадобится купить реверсивное кольцо под диаметр светофильтра своего объектива. Представляет собой переходник, с одной стороны которого накручивается объектив, другой стороной крепящийся в байонет камеры.
Рис. 2 Реверсивное и оборотное кольца:
Естественно, никакая автоматика не работает. Все параметры необходимо выставлять вручную. Но зато, во-первых, очень бюджетное решение. А во-вторых, если стандартный макрообъектив может давать картинку в масштабе 1:1, то получившийся _Франкенштейн_ легко снимает в масштабе до 4:1, если не больше (зависит от подопытного объектива). На мой взгляд, это небольшие неудобства за возможность фотографировать с таким масштабом.
Плюсы:
— Дешевизна (нужно купить только оборачиваемое кольцо).
Минусы:
— Диафрагма не контролируется штатным способом;
— Качество зависит от конкретного экземпляра и может быть отвратительным.
2.2. Стыковка двух объективов фронтальными сторонами к друг другу. Для этого нужно:
— Фикс с как можно более коротким фокусным расстоянием и хорошей светосилой (т.к. на нем диафрагму нужно полностью открывать);
— Объектив с как можно большим фокусным расстоянием (фикс или зум);
— Двустороннее оборотное макрокольцо для соединения этих объективов.
Плюсы:
— Получаем огромное увеличение из подручных объективов;
— Дешевизна (при наличии объективов, нужно купить только оборачиваемое кольцо);
— Автофокус и диафрагма работают (хотя автофокус при таких увеличениях бесполезен).
Минусы:
— Фотографировать на при масштабе, большем 2:1 только со штатива, плюс к этому, лучше будет использовать пульт;
— Задняя линза переднего объектива может быстро испачкаться, так что либо фотографировать дома, либо колхозить защитный фильтр собственными силами.
2.3. Удлинительные кольца. Стыковать можно с любым объективом. Позволяют фокусироваться с более близкого расстояния любому объективу.
Рис. 3 Набор удлинительных колец:
Плюсы:
— Позволяет любому объективу приблизиться к макрообъективу по масштабу.
Минусы:
— Световой поток уменьшается, особенно если чернение внутренней поверхности некачественное.
2.3.1. Макромеха. Смысл тот же, что и у удлинительных колец: позволяют фокусироваться с более близкого расстояния любому объективу. Позволяют регулировать фокусное растояние путем удаления\приближения объектива к плоскости проецирования изображения (фотопленке, матрице).
2.4. Линзы для макросъемки. Бывают разных конструкций (от простой линзы до миниобъективов). Разнятся ценой и, соответственно, качеством.
Плюсы:
— Увеличивает и приближает;
— Удобное крепление (про Raynox).
Минусы:
— Цена.
2.5. Специализированный макрообъектив. Их много и на разный кошелек. Чем больше фокусное расстояние, тем с более дальней дистанции позволяют фокусироваться, тем меньше шансов спугнуть «дичь». Но и цена возрастает соответственно фокусному расстоянию. Хочу отметить только один макрообъектив — Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x macro_post1 Photo, позволяющий снимать с переменным увеличением от 1:1 до 5:1:
Рис. 4 Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x macro_post1 Photo по сути представляет собой обычный перевернутый объектив:
Если бы я был Кенонистом, то мне не пришлось бы городить весь этот огород со стыковками объективов и т.д. Тут я завидую им белой завистью, т.к. у Никона аналога нет.
2.6. Использование непрофильных объективов. Например, от микроскопов и т.д.
В принципе, это все основные приспособления для получения макрофотографий.
3. Стекинг
Преодолев трудности, сопровождавшие поиски нужного масштаба увеличения, сразу же сталкиваешься с другой проблемой, вытекающей из высокой степени увеличения: ГРИП при таких увеличениях ничтожно мала и составляет доли миллиметра даже при наглухо закрытой диафрагме.
Рис. 5 Головка чтения-записи жесткого диска. ГРИП на этом снимке составляет ~0,07мм:
Соответственно, ничего путного снять не получится. Чтобы получить изображение с достаточной глубиной резкости, нужно использовать технологию стекинга — съемку нескольких кадров на разных расстояниях фокусировки с дальнейшим их объединением. Т.е., снимем несколько кадров одного объекта, сфокусировавшись последовательно на нескольких точках, начиная с ближайшей и заканчивая самой дальней. Объединив их, на результирующем кадре получим в фокусе гораздо больше, чем можно было сделать за один снимок.
3.1. Как получить снимки для стекинга? Я пробовал три способа:
—
Ручной. Он же самый бюджетный: вручную после каждого кадра поворачивать на маленькое расстояние кольцо фокусировки объектива.
—
Софтовый. Подключить фотокамеру к компьютеру, установив на нем специализированную программу, которая будет за вас последовательно фокусироваться. Или использовать комбайн, который может делать все: последовательно фокусироваться, делать снимок, сшивать и т.д. Пример такого комплекса Helicon Focus Pro. Либо, можно использовать родную программу фотокамеры для перемещения автофокуса и съемки, они такое позволяют. Для Nikon это Camera Control Pro.
—
Механический. Использовать макрорельсы. Их великое множество и на самый разный кошелек. Подразделяются на ручные и моторизованные.
Рис. 6 Ручной режим фокусировки:
3.2. В какой программе объединять снимки в стек?
— Photoshop. Использую эту программу, если для стека есть не более 10 изображений. Когда больше — очень долгий процесс сшивки и множество ошибок. При этом, редактирование проводить трудно.
— Использование специализированной программы для стекинга. Например, Zerene stacker.
4. Освещение
При большом увеличении и прикрытой диафрагме естественного освещения недостаточно. Я пробовал два способа получения достаточной экспозиции:
— Использование источника постоянного освещения (на светодиодах, лампах накаливания и т.д.). При этом выдержка может быть достаточно большой и достигать секунды. Здесь-то и пригодится предподъем зеркала и дистанционный спуск, т.к. даже малейшие вибрации приводят к смазам изображения.
— Использование одной или нескольких вспышек. Вариант получше, т.к. дает возможность выставить короткую выдержку. Но тоже имеет свои подводные камни: очень резкий свет, который необходимо выстраивать и смягчать.
Часть 2. Практика
1. Мое «шишконабивание»
Я сижу на системе Никон, поэтому все перечисленные объективы и специализированные аксессуары относятся именно к ней. Используя их, экспериментировал, занимаясь поиском между степенью увеличения и качеством получаемого снимка.
1.1. Перевернутый с помощью реверсивного кольца китовый объектив 18-55мм. Нужно застопорить рычажок диафрагмы. Я это сделал кусочком зубочистки, поставив рычажок примерно в среднем положении. Если этого не сделать, то диафрагма будет прикрыта до своего минимального значения:
Рис. 7 Застопоренный рычажок диафрагмы:
На этом всё. Получившуюся конструкцию можно цеплять к тушке. Выглядит таким образом:
Рис. 8 Тушка с перевернутым объективом:
Рис. 9 Пример фотографии (без обработки, только 100% кроп и в уголке исходный снимок):
1.2. Перевернутые объективы. Я использовал 50мм 1,4 фикс и 70-210мм:
Рис. 10 Nikkor 50мм 1,4:
Рис. 11 Nikkor 70-210мм 4-5,6:
Изначально пробовал экспериментировать с китовым 18-55. Эта пара мне не очень понравилась, т.к. на полном формате изображение занимает только центральную часть кадра, а кропа у меня сейчас нет. Поэтому 18-55 был заменен на 105mm 2.8 VR micro. Кратность увеличения при этом составила 105/50 (т.е., 2:1). Это не очень впечатлило, поэтому 105mm 2.8 VR micro был заменен на телевик Никкор 70-210 мм. Соответственно, получился макро-зум. Масштаб увеличения получился: от 70/50 до 210/50. Т.е., от 1,4:1 до 4,2:1.
Рис. 12 Состыкованные передними линзами Nikkor 50мм 1,4 и Nikkor 70-210мм 4-5,6:
Рис. 13 Тюль, снятый штатным объективом:
Рис. 14 Он же с минимальным увеличением (70мм):
Рис. 15 Он же с максимальным увеличением (210мм):
1.3. Удлинительные кольца. Использую набор Kenko 36, 20, 12мм (Рис. 3). Если вы Никонист, покупайте простейшие. Поддержка отверточного привода не нужна, только деньги переплачивать. Добавил их к двум перевернутым объективам (2.2.), получил такого монстра. Рядом для сравнения китовый D40:
Рис. 16 Nikkor 50мм 1,4 + Nikkor 70-210мм 4-5,6 + 3кольца. Глядя на это сооружение, хочется плакать:
На самом деле, фотографировал этот «шЫдевр» на телефон, поэтому по факту провисание всей конструкции не такое большое. Но все равно, сразу вспоминается этот момент из «Пиратов Карибского моря»:
Несколько примеров ткани, снятых на этого монстра (Рис. 12):
Рис. 17 Тюль с минимальным увеличением (70мм):
Рис. 18 Он же с максимальным увеличением (210мм):
Удлинительные кольца с фиксом 50мм. По качеству и степени увеличения был моим любимым бюджетным вариантом:
Рис. 19 Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца:
Пример снимка, сделанного на такую конструкцию:
Рис. 20 Снято на Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца:
Рис. 21 Для сравнения, снято на Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:
Лично я разницы не вижу. В итоге, с помощью трех удлинительных колец и стандартного объектива Nikkor 50мм 1,4 получаем макрообъектив, по качеству и масштабу практически не уступающий специализированному макрообъективу Nikkor 105mm. При этом, стоимость получается в два раза меньшая.
1.4. Линза на объектив. Я использую Raynox m-250. Вернее, это маленький объектив, т.к. конструкция состоит из нескольких высококачественных линз из просветленного стекла (3 элемента в 2-х группах). Вызывает одни положительные эмоции:
— быстросъемное крепление на объективы от 52 до 67 мм
— увеличение 8 диоптрий (х3 раза)
— качественное изображение
Рис. 22 Raynox m-250:
А уж если к предыдущему комплекту добавить линзу, то получится вообще красота!
Рис. 23 Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца + Raynox m-250:
1.5. Макрообъектив. У меня это Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro. Позволяет снимать макро с масштабом 1:1. Использую как 3 в 1:
— Очень классный портретник;
— Слабенький телевик;
— Ну и собственно, макрообъектив.
Минус только один — цена.
Рис. 24 Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:
Рис. 25 Пример фотографии, полученной с помощью Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:
1.6. Никоновский объектив для микроскопа Nikon CFI plan achromat 10x.
Рис. 26 Nikon CFI plan achromat 10x с переходным кольцом на 62мм:
Он через переходник стыкуется с передней линзой какого-либо объектива. Я пробовал стыковать с Nikkor 105мм, но увеличение показалось мне недостаточно большим. Поэтому остановился на варианте его стыковки с Nikkor 70-210мм.
Рис. 27 Nikon CFI plan achromat 10x + Nikkor 70-210мм:
При этом, масштаб съемки достиг 13:1. Для неспешной съемки дома использую именно эту связку. Для стека приходится делать, в среднем, 100 кадров.
1.7. Использую моторизованные рельсы Cognisys StackShot macro_post1 Rail. Они позволяют задать все необходимые для съемки стека параметры и самостоятельно управляют фотокамерой. Я могу спокойно уходить и пить чай.
Рис. 28 Cognisys StackShot macro_post1 Rail:
Рис. 29 Сейчас дома процесс выглядит подобным образом:
В качестве рассеивателя служит обрезанная бутылка из-под кефира.
Для съемки живых объектов использую Nikkor 105 mm + Кольцо 30мм + Raynox m-250. Фотографирую всегда с рук при диафрагме 25 (а иногда, о ужас, закрываю до 29!). Полный кадр он такой. Подсвечиваю одной или двумя вспышками. Если объект позволяет, то делаю несколько кадров, потом в Photoshop объединяю резкие зоны этих кадров вручную.
2. Примеры фотографий
Рис. 30 Перевернутые объективы Nikkor 50мм 1,4 +70-210мм + 2 кольца:
Рис. 31 Механизм наручных часов. Nikkor 105 mm + 3 кольца + Raynox m-250:
Рис. 32 Бабочка. Nikkor 105 mm + 3 кольца + Raynox m-250:
Рис. 33 Крыло бабочки. Nikkor 70-210мм + Nikon CFI plan achromat 10x:
Рис. 34 Клетки лука:
Рис. 35 Лапка бабочки:
Рис. 36 Пиксели дисплея фотоаппарата:
Рис. 37 Ячейки светочувствительной матрицы фотоаппарата (размер пикселя 0,00168мм Х 0,00168мм):
Рис. 38 Фасетки глаза бабочки:
Фотографии живой природы с помощью Nikkor 105 mm + Кольцо 30мм + Raynox m-250
Рис. 39 Милая лапка шелкопряда травяного:
Рис. 40 Стрелка чашеносная:
Рис. 41 На что не пойдешь ради хорошего кадра! Пока этот вампир высасывал из меня драгоценную жидкость, я успел сделать около пяти кадров:
Рис. 42 Мини-чужой — призрачный богомол:
Рис. 43 Нимфа сеноеда из отряда Psocoptera:
Рис. 44 Белопенные нимфы цикады:
Рис. 45 Просто муравей:
Обратно
Вверх